6 февраля / 2025
Руководство по размещению полочной акустики
Недавно команда Radiotehnika наткнулась на очень интересные фотографии. На них люди показывали, как они размещают купленные активные колонки S-20NA. Мы немало говорили про правильное позиционирование акустики в помещениях, но сегодня напомним еще раз азы в форме небольшого руководства.
Качество звука, то, что в итоге воспринимает человек, зависит в равной степени от устройства акустики и окружения, в котором она звучит. При правильном расположении полочники выдают сбалансированный, полноценный звук с наилучшей сценой и разделением на инструменты. Иными словами, наилучший опыт прослушивания при минимальном занятом в квартире месте.
Непродуманное расположение отнимает у вас этот опыт. Ни музыка, ни кино, ни сериалы, ни игры не будут звучать так, как задумали их творцы. Неправильно поставленные колонки приводят к нежелательным резонансам и стоячим волнам, отражениям и пониженной детализации.

В данном руководстве мы пройдемся по основам: как разместить полочники, вспомним их преимущества и поговорим о том, какие изменения стоит проделать с комнатой для прослушивания.

  • Основные характеристики полочной акустики
Конечно, хорошие напольники вроде Gamma 3.02 — мечта любого аудиофила. Но, во-первых, не каждый, кто хочет крутой звук, является аудиофилом. И даже среди аудиофилов не у всех есть средства и место для размещения такой крупной акустики. Несмотря на значительно более скромные размеры, многие полочники выдают мощный звук.

Их основные преимущества (уверен, вы и так знаете):

  • Маленький корпус: можно разместить где угодно и практически в любой комнате
  • Допускается установка на столе, на другой мебели (например, на тумбе для телевизора), на специализированных стойках
  • Формируют хорошую сцену
  • Для наилучшего звучания требуют грамотного размещения относительно слушателя

Основная конструктивная проблема полочных колонок — невозможность воспроизведения по-настоящему глубоких низких частот, поэтому хорошим выбором для многих помещений будет трифоник из сабвуфера и двух полочников.

  • Правила размещения
Главное правило: позаботьтесь о том, чтобы излучатели были расположены приблизительно на уровне ушей слушателя. Многие приподнятые поверхности, такие, как столы и полки, подойдут для выполнения этого условия. При размещении на таких неподготовленных поверхностях убедитесь, что они достаточно плотные и устойчивые, чтобы гасить создаваемые акустикой вибрации. Но оптимальным решением будет использовать специальные стойки.

Однако нужно учесть еще один фактор. Не ставьте полочники вблизи пола, не закрытого коврами, больших окон и пустых стен. Шторы и ковры ваши друзья, потому что поглощают ненужные отражения и снижают реверберацию. Не нужно лишний раз теоретизировать, опирайтесь на то, что слышите собственными ушами. Если отражений вам кажется слишком много, задумайтесь о покупке ковра или более плотных штор.

  • Подготовка комнаты
Как вы хотите использовать полочную акустику? От этого будет напрямую зависеть, где вы их разместите. С ростом частоты звук становится все более направленным, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ВЧ-излучатели смотрели в сторону ваших ушей в зоне прослушивания. Если они будут сильно выше или сильно ниже, вы будете слышать отраженный от пола или потолка звук, значительно проигрывающий в качестве.

Рассмотрим расположение на примере прямоугольной комнаты. В такой геометрии помещения акустику следует размещать вдоль короткой стены. Таким образом количество нежелательных отражений будет сведено к минимуму. Ваша цель — сделать так, чтобы расстояние от излучателей до стены было максимально возможным. Это уменьшит вероятность стоячих волн в результате отражения звука от стен, которые сильно снижают его качество.

В маленькой комнате наилучшим решением будет расположение обеих колонок на одинаковом расстоянии от левой и правой стены, если стоять лицом к акустической системе. Расстояние до боковых стен должно быть не менее 30—60 см. До задней относительно колонок стены расстояние должно быть 60—90 см. Такое размещение позволяет минимизировать появление стоячих волн и отражений, о которых мы говорили выше.

  • Угол между колонкой и задней стеной
Чтобы сцена была широка и глубока, а звук оставался сбалансированным, колонки должны стоять не параллельно стенам, но повернуты в сторону слушателя. Ориентироваться на одну лишь геометрию не обязательно, достаточно прислушаться и повернуть колонки к себе таким образом, чтобы звук вас устраивал. Когда вы услышите, что левый и правый канал будто приклеены друг к другу где-то посередине между колонками, вы добились своей цели.

Поздравляем!

  • Оптимальное место
В каждой комнате, независимо от ее кофигурации, есть зона оптимального прослушивания. Обычно в типовых комнатах она расположена недалеко от центра.

В идеале нужно задуматься об акустике помещения заранее и определить место, где вы хотите сидеть за просмотром кино, прослушиванием любимых альбомов или за игрой. В этом месте будет диван, кресло или стул. Далее следует мысленно сделать равносторонний треугольник, одной из вершин которого будет зона для прослушивания. На противоположной от слушателя стороне треугольника будет какой-то экран (телевизор, компьютер), а оставшиеся углы станут оптимальными точками для расположения акустики.

  • Тестирование
Повторимся, что выше даны приблизительные рекомендации. Конкретно ваша комната обладает множеством свойств, которые будут влиять на размещение акустики. Помните, ваша цель — одинаковая слышимость обеих колонок, ощущение единства правого и левого каналов.

Соберите знания, полученные из этого руководства, воедино. Включайте систему, слушайте. Меняйте расстояние от колонок до стен и угол, на который колонки повернуты к слушателю, пока не ощутите всю полноту звука. Включайте разную музыку, в том числе ту, в которой задействовано множество инструментов. Обратите внимание на то, как хорошо вы различаете инструменты, голоса.

Слушайте отражения. Вы слышите, что звук исходит из самих колонок? Или, может быть, они будто бы исходят от стен, потолка, пола? Попробуйте встать и походить, чтобы убедиться в оптимальности выбора места для прослушивания.

Пока ходите по комнате, следите за басовой секцией. Как меняется тон? Сравните в разных точках помещения. Продолжайте настраивать высоту, расположение и угол колонок относительно слушателя, пока не найдете тот самый стереозвук без лишних искажений.